ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа учебной летней практики
по геологии для студентов I курса факультета почвоведение
1. Цели и задачи практики
Целью учебной геолого-геоморфологической практикой студентов I курса факультета почвоведения МГУ является закрепления студентами знаний, полученных в результате освоения дисциплины «Общая геология с основами геоморфологии», а также приобретение навыков полевых исследований геологического строения района, геоморфологии и физико-геологических процессов, влияющих на формирование, развитие и сохранность почвенного покрова.
 Задачами практики являются:
- ознакомить студентов с геологическим строением района: стратиграфией дочетвертичных (коренных) отложений по данным скважин и различных типов четвертичных образований, их литологией, условиями залегания, структурными взаимоотношениями. Особое внимание уделить особенностям распространения четвертичных образований по площади, взаимосвязям с формами рельефа и генезису аллювиальных, пролювиальных, делювиальных, ледниковых и водно-ледниковых отложений, являющимися материнскими для образования почв; 
- познакомить студентов с геоморфологией района, включая составление геоморфологической карты по полевым данным, собранным студентами в общих (с преподавателем) и самостоятельных маршрутах. В полевых условиях показать строение водоразделов, склонов, речных долин, пойм, оврагов и др. и на основании собранных данных построить геоморфологическую карту согласно легенде, в которой отражены формы, генетические типы рельефа и его возраст. Особое внимание обратить на взаимосвязи ледниковых, водно-ледниковых и флювиальных форм рельефа и почвенного покрова;
- познакомить студентов с современными физико-геологическими процессами, которые непосредственно влияют на формирование и сохранение почвенного покрова: типами эрозии и аккумуляцией постоянных и временных водных потоков, плоскостным смывом, деятельностью подземных вод, оползневыми процессами, заболачиванием, суффозией и др.
- рассмотреть экологическую ситуацию района, связанную с деятельностью человека, которая существенно меняет окружающую среду, и мерами, направленными на ее охрану и восстановление;  
 - научить студентов особенностям работы в полевых и камеральных условиях, а именно: умению вести записи полевых наблюдений, наносить границы на карту, отбирать образцы горных пород, оформлять этикетки, ориентироваться по топографической карте, аэро-  и космическим снимкам на местности; правильно проводить раскопки, пользоваться геологическим компасом и др. Особое внимание уделить соблюдению правил техники безопасности. В камеральных условиях научить студентов обработке собранного материала, написанию глав отчета, составлению графических приложений и подготовке презентаций докладов на защите составленных ими отчетов.
2. Структура и содержание учебной практики
Продолжительность практики 12 дней и составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
В процессе прохождения практики используются разные виды обучения: лекции, полевые наблюдения (маршруты) и камеральные работы (обработка собранного материала в маршрутах, составление карт, написание глав отчетов и др.).
Лекции
Практика начинается лекцией о геолого-геоморфологическом строении района и инструктажем по технике безопасности. В дальнейшем, в процессе прохождения практики на камеральных занятиях студентам также читаются лекции, касающиеся некоторых теоретических вопросов геологии, геоморфологии, методов изучения рельефа, определения возраста пород, современных физико-геологических процессов и др.
Полевые исследования (маршруты)
Для проведения практики студенты разбиваются на бригады по 12-14 человек. Обычно предусматривается 5 общих с преподавателем маршрутов и 2 самостоятельных.
Среди общих намечаются следующие маршруты: долина р. Радомля (северо-западное замыкание Чашниковской впадины); долина р. Клязьмы в северной части (д. Дурыкино – Балкашино); долина р. Клязьма в центральной части (ОУПЭЦ – с. Никольское); наукоград Менделеево и с. Льялово (восточное замыкание Чашниковской впадины).
Самостоятельные маршруты под наблюдением преподавателя проводятся на территории ОУПЭЦ на участках, не охваченных общими маршрутами. В самостоятельных маршрутах студенты наносят точки наблюдений на карту, отмечают на ней границы разновозрастных геоморфологических объектов, описывают в полевых дневниках четвертичные отложения, собирают и документируют образцы горных пород и т.д. В маршрутах участвуют бригады студентов по 2-3 человека.
Во время проведения полевых исследований студент должен научиться:
- чтению разномасштабных топографических карт, умению по ним ориентироваться на местности и привязывать точки наблюдения к карте;
-  умению ориентироваться по аэро- и космоснимкам;
- освоить методику полевых наблюдений и описания обнажений четвертичных пород (литологических особенностей, условий залегания, мощности); правильному отбору и документации образцов горных пород;
- методике полевого наблюдения и описания форм рельефа, определению их генезиса;
-  методике наблюдения и описания современных физико-геологических процессов, установлению их взаимосвязей с почвенным покровом;
- методике проведения геоморфологической съемки с использованием материалов аэро- и космоснимков и составления детальной геоморфологической карты  (1:10000);
- умению оценивать экологическую ситуацию района.
Рабочие геоморфологические карты составляется двумя студентами каждая, и они являются основами для составления общей отчетной карты. 
Камеральные работы
Камеральные работы проводятся ежедневно, как правило, во второй половине дня после окончания маршрутов и после завершения маршрутов, в отчетный период, который составляет 3 дня.
В камеральное время студенты должны приобрести навыки обработки и систематизации собранных в маршрутах материалов, включающие:
- приведение в порядок записей и рисунков в полевых дневниках;
- ведение журнала образцов горных пород;
- составление стратиграфических колонок;
- построение геолого-геоморфологических профилей;
- оформление карт (геоморфологической, современных физико-геологических процессов, фактического материала и др.);
- дешифрирование аэро- и космоснимков и т.д.
 В отчетный период студенты пишут главы отчета и готовят иллюстрации к ним: рисунки, фотографии, схемы дешифрирования, окончательно оформляют отчетные бригадные карты, схемы, разрезы, колонки и т.д., готовят презентации докладов к защите отчета.
Отчет должен содержать необходимые главы: «Физико-географический очерк», «Методика проведения полевых и камеральных исследований», «Геолого-геоморфологический очерк», включающий разделы: «Стратиграфия дочетвертичных отложений», «Стратиграфия четвертичных отложений», «Тектоника и неотектоника», «Геоморфология», «Основные этапы геологического развития», «Современные геологические процессы», «Гидрогеология», «Введение», «Заключение», «Каталог образцов горных пород», «Список литературы», «Оглавление».  
Обязательными графическими приложениями являются карты: геоморфологическая, современных физическо-геологических процессов, фактического материала; геолого-геоморфологические профили; стратиграфические колонки дочетвертичных и четвертичных отложений.
Помимо обязательных, в отчет могут быть включены дополнительные главы и графические приложения, отражающие специальные научные исследования.
3. Рекомендуемые образовательные технологии
Занятия в полевых и камеральных условиях предусматривают активное участие студентов в обсуждении материалов. Защита отчета студентами проводится в виде презентации – доклада о проделанной работе.         
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Самостоятельная работа студентов в маршрутах (2 самостоятельных маршрута) и в лаборатории проводится под присмотром преподавателя, а также в учебно-методическом кабинете, где собраны книги, образцы оформления отчетов, графических приложений и другие пособия, необходимые для написания отчета, подготовки к коллоквиуму и зачету. 
Формой текущего контроля является коллоквиум, посвященный приемке полевых материалов. В это время оценивается собранная студентами коллекция образцов горных пород, полевой дневник и личная геоморфологическая карта. Во время этого коллоквиума, который проходит в конце практики, перед написанием отчета, оцениваются знания студентов геолого-геоморфологического строения района, а также  готовность к написанию отчета. 
Написанный отчет защищается студентами перед комиссией, состоящей из преподавателей, и окончательная оценка за практику во многом определяется работой студента при проведении полевых и камеральных исследований и личной оценки во время зачета.